Начало игры: 24 марта 2015
Окончание игры: 24 марта 2016
Цель: Уметь играть на всех имеющихся в доме музыкальных инструментах и петь, и не абы как, а чтоб беспроблемно джемовать с крутыми людьми и вдохновлять композиторов на написание опусов.
Обо мне: Человек-раздолбай, психолог-недоучка 21 году от роду, дом которого начинает быть кладбищем музыкальных инструментов. Из звукоизвлекательских средств имеются: две блокфлейты, гитара, голос, зафун, музыкальная пила, сансула, клавишный синтезатор.
В анамнезе отчисление из первого класса музыкальной школы, лет эдак шесть непродуктивного лабания на гитаре в компашечках, полгода vocal training у певицы-академистки и полгода любительского хора. Теоретической подготовки - пара глав чьей-то "элементарной теории" и практически никакого умения применять это на практике. А еще у меня капитальный идиотизм в выстраивании отношений с педагогами-музыкантами - они обычно для кого-нибудь из нас плохо кончаются, и это пугает.
Из обстоятельств в наличии приступы апатии, близящаяся сессия, дурацкая работа, постоянные флуктуации качества слуха и голоса, да и много прочей ерунды, но буду резиновым ежиком, если на этот раз оно мне помешает.
Да пребудет со мной
лопата рациональность.
Глобальное "что делать и зачем".
1. Сольфеджио. Как угодно, с чем угодно, но чтобы был постоянный приток опыта взаимоувязывания слуха, голоса и мозгов. Благо сборники и компьютерные помощники имеются. Предел мечтаний пока: спокойно опознавать на слух интервалы-аккорды-последовательности, петь и играть на пиле с листа.
2. Теория. Чтобы понимать относительно музыки - если не "как это работает", то "как с этим жить". Читать учебники, решать упражнения на бумаге, решать упражнения в мозгах, прорабатывать с любым инструментом и на любом материале.
3. Practice, practice, practice. Сколько найдется времени, а главное - включая голову. То есть, опираясь на чужой опыт, аналитически подходя к своему и, черт побери, целенаправленно.
4. Искать людей, которые могут научить. Учиться у человека, как показывает личный опыт, продуктивнее.
5. Получать слушательский опыт. Слушать других, лучше - внимательно и вдумчиво. Полезно знать, что как бывает и как еще можно.
Адын. (24.03 - 30.03)Адын. (24.03 - 30.03)
Цели:
- доучить две гитаропесни до возможности думать во время исполнения к концерту в клубе творческой самодеятельности и сыграть их там
- обновить в памяти аппликатуры блокфлейты-альта на две октавы, без запинок играть хроматические гаммы хотя бы в первых полутора
- уложить в голове терции во всех видах: распознавать на бумаге и в звуке, строить от любой ноты вверх и вниз, правильно это петь
- научиться строить трезвучия и септаккорды
- хотя бы пару раз полноценно распеться
- вспомнить, как называется диктофон моей мечты, который будет писать мои лажи и лекции в универе, и разобраться, что нужно делать, чтобы его обрести
- искать добрых кларнетистов/саксофонистов, к которым можно пристать с однотростевой дудкой, хотя бы поспрашивать у знакомых
Итоги.
Песни доучены до приемлемого уровня недоученности, то есть в момент Х косячить-косячила, но все от этого наперекосяк не пошло. Дальше - дело техники и количественных повторений.
Печальнее всего ситуация с теорией. Строить на бумаге и распознавать получается уже без долгих ступоров. На слух различение страдает, пение тоже. Но и времени этому уделялось явно недостаточно.
Хроматические гаммы на блокфлейте играть могу, беззапиночности, правда, пока нет.
Поиск информации продвигается. Диктофон найден, осталось заработать денег. Альтернативы по поводу духовиков, которые могли бы чему-нибудь научить, вырисовываются, но, опять же, все пока упирается в деньги. Буду искать неформальные компашечки.
Пока все неплохо. Как и ожидалось, пробуксовка со слухом и пением. Делаю пока упор туда и на блокфлейту.Дыва. (31.03 - 06.04)Дыва. (31.03 - 06.04)
Цели:
- научиться распознавать на слух и петь терции, аккорды из них
- каждый день по 15 минут делать упражнения из Earope по терциям и аккордам
- стряхнуть пыль со сборника упражнений Кирюшина, разобрать и выучить первые два упражнения
- избавиться от запинок в хроматических гаммах на блокфлейте, научиться играть фа мажор и до мажор
- по тетради транспонированных упражнений играть на блокфлейте с метрономом без сбоев первые два листа
- играть на блокфлейте первые два упражнения из сборника Кирюшина
- хоть пару раз полноценно распеться
- продолжать поиск добрых кларнетистов/саксофонистов
Итоги.
С распознаванием на слух лажа, ленивые мозги по-прежнему хотят ориентироваться не на специфическое звучание интервала/аккорда, а на "больше-меньше". Ну-ну. Больше упражнений от случайных нот.
Два дня с Earope выпали из-за экстремальных загрузов по работе и учебе. Кирюшин тоже скорее шел между делом. Но два номера разобрала, в том числе с блокфлейтой.
Гаммы до и фа мажор - да. Плюс нормально идет соль мажор, ля и си мажор - на уровне "сейчас подумаю и построю". Хроматически две октавы запомнила. Из упражнений играются первые полтора листа, четвертую страницу пока сложно.
Вылезла проблема, которая вылезает везде: я чертов процессуальщик, и если процесс меня радует, на результативную сторону я плюю и могу долго делать ерунду. Надо прекращать.
Из-за простуды не пела. Поиски духовиков шли не активно: есть на примете пара мест, куда надо бы сунуться, но не сунулась пока. И - с учетом учебного загруза - эти две недели будет явно не до того.
Намечается некоторая тенденция к формализму. Пора начать нормально включать голову.
Тыри. (07.04 - 13.04)Тыри. (07.04 - 13.04)
Цели:
- оптимизировать процесс занятий: отводить на них меньше времени и повышать КПД, перед каждым упражнением ставить конкретную задачу, вовремя тормозить непродуктивную активность
- продумать порядок работы с интервалами и сольфеджиями, зафиксировать, следовать ему
- неделю вести учет всяких непродуктивных поползновений, в мертвых котиках, например
- укладывать в голове квинты (рисовать, искать, строить в голове, играть, слушать, петь, ну или на пиле проигрывать)
- продолжать разбираться с терциями и аккордами из них
- упражнения из Earope (терции, квинты, трезвучия, септаккорды), минимум 15 минут в день; больше упражнений от случайных нот
- упражнения из Кирюшина (3,4) - выучить, первые два повторять
- уложить в голове построение мажорных гамм с блокфлейтой (и диезно-бемольных - тоже), попробовать сделать это по Гальперину
- в качестве разминки для головы - научиться строить с блокфлейтой мажорные аккорды и септаккорды
- уделить на неделе три получаса специально дыханию, артикуляции и положению рук
- устранить проблемы с легато из четвертой страницы упражнений, разобрать третий лист, выучить, контролируя интонацию и думая, где какая ступень
- уметь играть выученное из Кирюшина
- организовать некоторое подобие пюпитра, класть на голову словарь, следить за позой и дыханием
- разобраться со строем сансулы: где какие ноты, какие интервалы из этого могут получаться, как укладывать в тональности
Итоги.
Воистину: не ошибается тот, кто не делает. За неделю от моих необдуманных действий умерло только девять котиков. Ставила цель сократить время занятий и повысить КПД, но получилось, что экстрим на учебе вышел из-под контроля и оно сократилось без специальных моих стараний. Самая гадость, что помимо дней, когда некогда и с трудом находишь время поспать, потому что вкалываешь, как лошадь, есть дни, когда уже тупо не хватает моральных сил ни на какую продуктивную активность - только иногда "попытаться сделать что-нибудь полезное" и пялиться в чайник.
Еще совсем забыла, что на выходных должен был быть фест, этап творческих мастерских. Пока оставалось какое-то время, занялась допиливанием песен, притащила на мастерские пять штук, все относительно свежие, выучены в последние два месяца, и в каждой есть челлендж - что-то, что я умею делать плохо, но для успеха надо. Именно челленджи большей частью провалены, но обратная связь в целом позитивная.
Порядок работы определила. Сохраняю, чтоб через пару лет ухихикаться. И вдруг кому-то еще интересно посмотреть на эту жуть. читать дальше
Так как имеется кщмр с интонированием, а сверхцель - научиться читать, следует научиться не просто повторять, а и слышать всю эту теоретически обзываемую жуть заранее в голове. И пока я ни черта не чую свою лажу даже с блокфлейтой, к зафуну, наверное, подходить не стоит.
В итоге получилось несколько правил для упражнений. Все они про то, что надо не лениться и не лениться думать.
1) Что бы и на чем бы не игралось/пелось, оно должно быть предварительно протыкано на клавиатуре, разобрано и просольфеджировано.
2) Во время игры ориентироваться не на механическую память на аппликатуры, а думать, что играю, в духе "я играю седьмую ступень гаммы до мажор, что есть нота си, вот она на моем воображаемом нотном стане, чтобы ее сыграть, мне нужно выставить соответствующую аппликатуру".
3) Еще представлять в голове высоту ноты, которую хочу сыграть. Сольфеджировать в голове, то есть.
4) Периодически сверяться с настроенным инструментом или тюнером, туда ли я, и доучивать, если не туда.
Естественно, темп от такой кучи мыслей дико снижается, но а) я знаю, что это выполнимо, б) надеюсь, энергозатраты того стоят.
Про интервалы.
а) Про "видеть в нотах" и "рисовать".
1) Берется любая случайная достаточно длинная штука, маркером в тексте выделять искомые интервалы.
2) Штука без внимания к длительностям протыкивается на клавиатуре, каждый раз считать, где какой интервал.
3) Штука слушается в чьем-нибудь нормальном исполнении с нотами перед глазами, с вниманием к искомым интервалам.
4) Если нужно, повторить с другой штукой.
5) Вычленять в вещах, которые играю.
6) Для упороса - строить на бумаге до состояния, когда это получается без опоры на показывание пальцами тонов и полутонов.
б) Про "строить в голове", "играть" и "петь".
1) Тыкать в клавиатуре от случайных нот, предварительно соображая, как будет обзываться нота, куда приду, и как это выглядит на нотном стане. И слушать. И повторять голосом. И если совсем что-то не то, сначала даже вторить.
2) Пытаться сразу петь от случайных нот, сверяясь с клавиатурой.
3) Строить с инструментом в руках, стараясь предслышать вторую ноту.
в) Про "слышать".
1) а1-а4.
2) Много упражнений на различение. В упражнениях на различение - опираться на голос.
3) Правда делать попытки услышать в произведениях.
Чтобы не помереть сразу, при одном взгляде в план, вспоминать, что обычно мои планы еще ужаснее, просто я их не записываю. Распечатать, повесить на стенку. При необходимости - повторять, как мантру, "Наш моральный дух крепок". xD
Если этот план на практике будет давать лаги, обещаю себе его модифицировать.
С терциями и квинтами продолжаю веселиться.
Earope - опять два дня минус, по той же причине, что в прошлый раз. Случайные ноты практикую, прогресс пошел.
Нормально за неделю занималась с блокфлейтой раза два. Третий лист один раз прошла, не отрабатывая проблемные места. Гаммы начала, но уже поняла, что стоит в качестве опоры взять только схему гаммы, без линейки по полутонам - она очень расхолаживает. Аккорды не успела. Успела повспоминать про дыхание и разобрать упражнения из кирюшинского сборника. Словарь на голове рулит.
Со строем сансулы разобралась, даже теперь имею три листочка, на которых это все расписано - на какую ступень в какой тональности что попадает, где какие интервалы. Надо учиться применять на практике, но на это сейчас едва ли будет время.
Продолжаю то, что уже было начато, и пытаюсь не огрести в универе.
Четыре. (14.04 - 20.04)Четыре. (14.04 - 20.04)
Цели:
- продолжать реализовывать методы, учиться ставить задачи, заниматься только во вменяемом состоянии, считать мертвых котиков
- квинты, терции, аккорды - воплощать коварный план
- упражнения из Earope (терции, квинты, трезвучия, септаккорды), минимум 15 минут в день
- Кирюшин (5), первые 4 повторять, вычищать лажу с клавиатурой
- построение гамм по Гальперину - дойти до внутренней речи
- мажорные аккорды - аналогично
- разобраться, чего там с артикуляцией и положением рук (последнее очень нужно)
- 4-6 страницы сборника упражнений
- играть выученные упражнения из Кирюшина
Итоги.
Я котоубийца. Двадцать один котик из-за моей безалаберности. Соотношение мертвых котиков и количества занятий какое-то неоправданно стремное.
Получилось не вылететь из плана с Earope. Зато повылетало все остальное.
И с качеством занятий все стремно. Котики мрут.
Очень надоело трястись из-за учебы, верю, скоро это кончится. Ничего нормально делать не хочется. Брр.
На фесте мастера внезапно решили, что мне таки надо петь со сцены именно ту песню, где технически все печаль. Концерт прямо на выходных перед защитой. Ну, ок.
Временно снижаю уровень притязаний. Учеба, ты меня злишь. Сдавайся.
Пьять. (21.04 - 27.04)Пьять. (21.04 - 27.04)
Цели:
- когда приспичит вспомнить о музыке, помнить о несчастных котиках и не расслаблять мозги
- коварный план
- упражнения из Earope, минимум 15 минут в день
- Кирюшин (6), первые пять повторять
- заучить мелодию песни, чтобы даже в предзащитном ахтунге не выдавать никакой лажи в полкирпича, особенно во второй октаве
Итоги.
Мелодию таки в процессе полезной прокрастинации выучила. Накануне целевого события могла воспроизвести с минимальными отклонениями. Как оно было собственно в процессе - не очень поняла. Пара странных мест, кажись, все же промелькнула. Узнаю через годик, когда записи опубликуют. Техническая вокльная часть, думаю, была более или менее нормальной, челлендж пройден. Остальное пошло гулять в странные края, и по обратной связи это ловится.
Как-то все очень тухло и ничто в этом мире не имеет смысла - кроме восхищения Ксеркса любимым платаном. Уверена, в сессию станет легче. Дожить бы до нее.
Не сошел, просто замотало.
Да сдавайся же, учеба. Ступефай! Ступефай! Ступефай!!!1
Шэсть. (28.04 - 4.05)Шэсть. (28.04 - 4.05)
Цели:
- помнить о котиках и о том, что раздолбайство их убивает
- коварный план
- упражнения из Earope, минимум 15 минут в день
- Кирюшин (7), начинать играть выученное на пиле
- закончить разбирать кусок партитуры
Итоги.
Ставить на следующую неделю цель "выжить" кажется не такой уж плохой идеей.
Выживаю.Сэмь (5.05 - 11.05)Сэмь (5.05 - 11.05)
Цели:
- разобрать кусок из Альбинони и научиться не промахиваться с полуоткрытием октавника
- упражнения из Earope, минимум 15 минут в день
- Кирюшин (8), не забывать предшествующие
Итоги.
Все еще в режиме адского трэша. Перспектива по окончании этого всего растечься в лужу и собирать себя в кучу вообще не радует.
Возможности играть на блокфлейте (да и вообще на чем-либо) там, где живу сейчас, нет. Играю урывками и в не слишком подходящих местах.
Но ноут все еще есть. А значит, можно делать кучу всего. Были бы время и ресурсы.
Продолжаю попытки выжить.В о сэмь (12.05 - 18.05)В о сэмь (12.05 - 18.05)
Цели:
- ежедневный Earope (ну сколько уже можно это фэйлить?)
- Кирюшин (9-10) и предшествующие
- упражнения на допевание до тоники от разных ступеней
- если выдастся возможность - заучивать кусок из Альбинони и играть упражнения на переходы между октавами
Ничего (19.05 - 19.06) - сессия, чтоб ее
Дэвять (20.06 - 26.06)Дэвять (20.06 - 27.06)
Цели:
- ежедневный Earope
- освежить в памяти все прежде разобранные штуки для блокфлейты
- нормально распеться два раза
Итоги.
4/7 и примерно половина штук. Надеюсь, мою вторую нотную тетрадь никто не съел под острым соусом, просто ее заныкали.
Ничего (27.06 - 3.07) - не считая попытки делать, что и на прошлой неделе, ровно такой же провальной
Дэсять (4.07 - 10.07 (???))Беру рюкзак, пихаю туда флейту и еду на неопределенный срок в не вполне определенном направлении неопределенным транспортом.
Цели:
- играть каждый день как можно больше, как получается
- искать по пути умельцев
Спасибо!)
Кана Го, все достаточно просто. Есть модульная система, галочками выставляется, с чем работать. Например, секунды и септимы вверх и вниз, в пределах одной октавы, гармонические, от ноты до. Есть интервалы, лады, аккорды, последовательности, диктанты и повторение ритма (вот это, правда, реализовано не очень). Можно включить режим тьютора, тогда упражнения в модуле будут предъявляться последовательно от простого к сложному.
ifolder.su/43347290
глупый вопрос
В простом случае - да. Пила из хорошей стали, с достаточно длинным и гибким полотном.
А мне благодаря приятелям достался изначально музыкальный инструмент, специально для извлечения звуков предназначенный. Но по сути - та же пила, очень хорошо гнущаяся и с неразведенными зубцами.
Удачного путешествия!