Дорогие сообщники, с радостью сообщаю вам, что заявленная цель достигнута, мальчик в полном объеме овладел письменной (а значит и внутренней) речью и общается развернутыми, грамматически правильными предложениями. Год прошел, и ситуация теперь такова - мальчик живет дома, занимается со мной и ещё двумя педагогами (а скоро начнет заниматься с ещё двумя), сам одевается (но ещё не научился застегивать пуговицы), смотрит мультики и слушает сказки, иногда сам и по доброй воле рисует, отлично понимает обращенную речь, использует голос для коммуникации, произносит звуки, слоги и отдельные слова. Связной речи мы за год не получили, что и неудивительно, а если учесть откуда шли - результаты просто прекрасные, ура-ура! Спасибо создателям сообщества и всем, кто поддерживал меня на протяжении этого года, я обязательно вернусь сюда с какой-нибудь столь же невыполнимой целью.
начало игры: 23 января 2013 года
конец игры: 23 января 2014 года
цель: Научить связной речи (не важно, устной или письменной) двенадцатилетнего неговорящего ребенка. Официальный диагноз: тяжелая умственная отсталость, органическое поражение ЦНС, аутистикоподобный синдром. Моя версия (спустя полгода общения) : ММД (минимальная мозговая дисфункция), парааутизм.
Обо мне: специальных знаний не имею, но в силу специальности (логическая семантика, лингвистический психоанализ) хорошо владею навыками автодидактики. Из всего что прочла, наибольшее доверие вызвала система реабилитации Домана, причем в чистом виде, без привнесенных последователями дополнений. Соответственно по этой системе и предполагаю заниматься.
23.01 - 29.01
читать дальшецели:
1. Заниматься с ребенком чтением по системе Домана.
2. Зафиксировать письменно имеющуюся на настоящий момент ситуацию и примерную динамику за полгода.
3. Разобраться с домановской системой диагностики.
отчет:
Пункты 2 и 3 переносятся на следующую неделю. Чтением занимались и вообще занимались 23, 24, 25 и 27, очень явно видно, что чтение нравится, и что Федор отличает его от других занятий, что в общем подтверждает домановское убеждение в том, что детям именно что нравится учиться читать таким образом. Кроме того, наибольший интерес вызывают именно карточки, сделанные строго по домановским рекомендациям - то есть черный контурный рисунок на белом фоне плюс крупно написанное слово (вообще Доман считает, что лучше красный, но мне кажется, не настолько это запущенный случай, чтоб так по глазам фигачить). Ещё из плюсов недели - слушается всё лучше, а послушание как известно - ключ к обучению. Из минусов - почти всё время молчал как партизан, никаких попыток говорения.30.01 - 08.02
читать дальшецели:
1. невыполненные пункты из предыдущего плана
2. продолжать заниматься чтением.
3. завести папку для карточек и нарисовать их побольше.
отчет:
С системой диагностики разобралась, по профилю развития Домана неврологический возраст но шести показателям колеблется от стадии IV да стадии V, что соответствует возрасту от года до трех обычного развития. Сильно провисает сенсорика, так что вероятно следует завести коробочку с цацками в стиле Монтессори, то есть обеспечить достаточную стимуляцию осязания различными материалами. Чтением занимались 30, 31, 01,, 04, 06. Акватерапия 01 и 06. Нарисовала ещё немного карточек, плюс читали азбуку с изображениями животных (четкое фото и слово крупными красными буквами). Из нового - вопит от радости, когда беру заниматься, таскает за мной мою сумку по собственной инициативе (соображениями ведом меркантильными, в сумке кефир, потому что с голодным ребенком заниматься бесполезно - он становится гиперактивен). Звукоподражание было, но несущественное, хотя и гораздо чаще, чем в предыдущий отчетный период . И очень полюбил сидеть на подоконнике и смотреть на улицу.09.02 - 19.02
читать дальшецели:
1. невыполненный пункт предыдущего плана
2. чтение
3. сенсорная стимуляция
4. рисовать карточки
отчет:
Занимались 11, 13, 14, 15, 18. Появился звук "д", раньше не было, но тут однозначно рано радоваться, звуки появляются и исчезают, закрепить пока не получается. Начал воротить нос от карточек, старые надоели, новых пока не нарисовала. Очень выразительно изображал лицом глубочайшее презрение, было даже круче чем когда я полгода назад предложила собрать пирамидку. Вообще за это время (почти месяц) какие-то видимые улучшения касаются в основном координации движений, концентрации внимания и манипуляций с предметами, что конечно тоже хорошо. Ещё хотела бы гордо заявить, что перестал путать правый и левый тапок (между прочим в этом конкретном случае они очень похожи) но боюсь сглазить))19.02 - 28.02
читать дальшецели остаются теми же:
1. невыполненный пункт предыдущего плана
2. чтение
3.сенсорная стимуляция
4.рисовать карточки
отчет:
Наконец-то заставила себя выполнить тот самый невыполненный пункт, сделала длинную такую табличку сравнительную по целому ряду показателей, здесь приводить её не буду, во-первых размер слишком велик, во-вторых рано хвастаться, тем более что достижения в основном к заявленной цели отношение имеют опосредованное. Из существенного для цели: в начале (июнь 2012) словарный запас сводился к "ай" и "ой" употребляемым ситуативно верно. На конец января 2013 были слоги "мамама", "бабаба", "лалала", звуки "э", "у", эхолалии "мячик", "свинья", "апокалипсис" (да, иногда я ругаюсь, а стресс способствует движению вперед).
Занимались всего один раз, зато долго. Тапки по-прежнему не путает. Ещё из полезного - нашла довольно интересные статьи по системе Домана, хочу теперь попробовать карточки без картинок, статьи заставили меня поверить, что это возможно. Ещё прошерстила кучу книжек на сайте "Особое детство", парочка были весьма занимательны, жаль только что применить излагаемые там методы в условиях детского дома нереально28.02-06.03
читать дальшецели:
1. сделать карточки без картинок, красно-белые, шрифт 10 см
2. заниматься чтением
3. сенсорика
отчет:
Первый пункт мимо, занимались два раза по азбуке и старым карточкам. Увлекся лазаньем, сам придумал ставить большой мягкий модуль цилиндрической формы вертикально возле стены, залезать на него и раскачиваться держась за стену. Из нового в методике - решила, что раз не повторяет пока мои звуки, целенаправленно повторять за ним. Плюс пытаюсь подобраться ко рту, поскольку не умеет высовывать язык (пошерстив форумы усыновителей, узнала что это типичная проблема детей, воспитывавшихся в доме ребенка), а значит на каком-то этапе в этот рот придется лезть мне и вытаскивать язык пальцами (намазывание губ чем-то съедобным тоже пока не срабатывает - вытирает пальцем и облизывает его). Тем не менее думаю, что эта зона начинает как-то размораживаться, поскольку начал по приколу кусать ложку, когда кормила, раньше так не делал, то есть внимание на этой части себя стал концентрировать лучше. Вообще медленно но верно учится концентрировать внимание, тапки не путает, когда брала на прогулку сам надел комбинезон и застегнул молнию.
07.03-14.03
читать дальшецели:
1. сделать карточки без картинок, красно-белые, шрифт 10 см
2. заниматься чтением
3. сенсорика
4. найти какие-нибудь методички по развитию мышц рта
отчет:
на этой неделе мне к сожалению совершенно нечем похвастаться, так как болела и на работу не ходила. Надеюсь в ближайшее время мы всё наверстаем, а пока цели переносятся на следующую неделю.
отчет 15.03 - 31. 03
Не писала две недели так как ездили в санаторий советского типа на 10 дней, в сосновом лесу и без интернета. Зато занимались каждый день и теперь есть что рассказать. Появились звуки "г", "к", "х", "р" плюс Федор научился говорить "да" и надевать варежки, катался с горки, а ещё обнаружил в ложке свое отражение и страшно с этого прикололся. А вот язык высунуть так и не получилось.
Карточки новые сделала, занимаемся теперь по ним, ещё читали шотландские народные бвллады, Чуковского и детскую библию.01.04-16.04
читать дальшецели:
цель на следующую неделю одна но глобальная - как-то неделю эту пережить, потому что моя педагогическая поэма внезапно начала обретать черты триллера - я застукала одну из работниц дди за лупцеванием ребенка (не Федора) и теперь наше богоугодное заведение изрядно колбасит, что мне даже и странно как-то, дело то ясное, но у нас видимо ничего по-простому не бывает, и вот на меня написана докладная что я ребенка перекармливаю самовольно а его от этого тошнит - что даже и смешно как-то, больше ничего пока придумать не смогли видимо
отчет 01. 04 - 16.04
И снова не писала по уважительной причине - с 02.04 по 12.04 торчали в больнице, проехались по трем отделениям включая неврологию и вот итог - органических нарушений работы мозга не выявлено, что собственно я всем и талдычила изначально - не похож этот случай на органическое нарушение работы мозга. В больничке много читали, "Хоббита" дочли до пятой главы, "Снежную королеву" целиком, стихи Маршака и Пушкина - "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Федор начал говорить "ма" применительно ко мне, что совершенно не планировалось. И научился вызывать лифт. А главное мы жили рядом с обычными пацанами, он же никогда не видел обычных пацанов, говорящих и с частной собственностью. Первый день очень удивлялся, что их вещи нельзя брать, наверное думал, что тетеньки всем владеют и в детском доме и везде. А чтением я достала его настолько, что в один прекрасный момент на мое "а давай почитаем" взял книжку и бросил её на пол.17.04 - 23.04
читать дальшецели:
Даже и не знаю, что за цели себе задать на этот отрезок времени, почти месяц занималась только ребенком (и работой), дел накопилась куча, плюс положение Федора надо как-то менять в лучшую сторону, в общем буду думать и встречаться со всякими людьми.
отчет:
Разгребала дела, часть разгребла, осталось всё равно много, как минимум дней на десять. Узнавала, как можно к опеке подступиться. Мысль о двух расписанных неврологами из больнички курсах таблеток не оставляет меня. Но, сказали неврологи, это имеет смысл только при интенсивных занятиях. Очень, очень хочется эти интенсивные занятия обеспечить. 23.04 - 04.05
читать дальшеЦели:
- закончить срочные дела
- съездить в интернат
- поделать карточки
отчет:
Срочные дела ещё остались, тем не менее думаю, что теперь смогу ездить в интернат три раза в неделю. Сегодня была там первый раз за три с половиной недели. Гуляли на улице больше двух часов, играли с песком. Разумеется, полный регресс, то есть вместо ребенка, которого не заткнуть, снова имеем ребенка, который молчит как партизан.04.05-17.05
читать дальшецели на седующую неделю:
- карточки
- доделать срочное, чтобы освободить время для интерната
отчет:
Часто ездить не получилось, зато занимались очень хорошо когда ездила. Доделываю дело, за которое уповаю что заплатят денег, которые собираюсь инвестировать в Федора, потому что интернат не сделает то, что сказали сделать в неврологии, а именно кормить таблетками и заниматься по пять часов в день минимум, а значит надо его оттуда изъять и сделать всё самой, тем временем в интернат приезжал великий павел а. и сказал, что детей надо переводить в опекающие семьи, вот и я того же мнения. поэтому планы на ближайший отрезок такие:
- доделать уже денежную работу
- встретиться с держателями крутого детского центра на предмет выяснения, реально ли перевести ребенка к ним
- встетиться с главврачом интерната на предмет выяснения, реально ли вписать в ИПР Федора рекомендации из неврологии - курсы недешевых таблеток и массаж
- встретиться с начальством на предмет выяснения, можно ли замутить проект на год-два с возможностью работать удаленно17.05-25.05
читать дальшеотчет:
- С директором не встречалась, директор занят; встречалась с разными нужными людьми (аж два раза); записалась в ШПР (школа приемных родителей, без неё теперь детей не выдают) и сходила даже на первое занятие, курс будет до конца июня. Также - была в опеке, в среду пойду опять, специалист была в отъезде. Про ИПР звонила куда надо, пока неясно, когда срок следующей медкомиссии, вписывать новые рекомендации именно она должна. Не могу похвастаться только по части окончания эпохального труда, осталось немного, но всё же осталось.26.05-10.06
читать дальше- опека\ИПР\ШПР
Хочу с немалым удовлетворением отметить несомненный прогресс Федора. Улучшения в основном касаются координации движений и концентрации внимания, я бы сказала, что теперь это уровень четырех лет, а не двух-трех. Повысилась способность к взаимодействию, достижение месяца по части социальных навыков - начал предлагать мне присесть, то есть садясь за стол, придвигает стул не только себе, в связи с этим очень жду момента, когда начнет делиться едой)). Прочее - разрулила ряд технических моментов, трудоустройство по новому проекту в процессе, в школу приемных родителей исправно хожу три раза в неделю по три часа, школа кстати оказалась очень интересной и познавательной. Ещё пробую записать Федора с сентября в продвинутый центр развития, вроде пообещали взять, будем надеяться, нужно туда успеть съездить до двадцатого числа, пока они не закрылись на каникулы. А вот собственно чтением по Доману не занимались, в том числе и по причине того, что погода была уж слишком хороша, в такую погоду хочется ребенка выгуливать.
цели на следующий отрезок:
- ШПР
- вторая опека
- трудоустройство
- организовать Федору курс массажа, появилась такая возможность вот прям щас10.06 - 20.06
читать дальшеотчет:
ШПР закончила, получила справку об окончании, это одна из трех самых важных бумажек, так что довольна, тем более что так быстро удалось, люди обычно по два с половиной месяца ходят, а тут сделали больше занятий, поэтому оперативно так. Массаж Федору тоже устроила, и это именно то что надо, прямо видно, как оно хорошо на него действует. Массажистка меня согласилась учить, так что потом смогу делать сама, что тоже очень хорошо. С трудоустройством тоже двигается, директор согласен, остались всякие бюрократические этапы, надеюсь они не очень затянутся. Ещё получилось записать Федора с сентября в продвинутый центр дневного пребывания на три дня в неделю. Из минусов - не получается перенести мою работу в художке (которая тоже с сентября опять начнется) на час раньше, чтобы я успевала забрать Федора в пять из центра. А работу я оставлять эту не хочу, потому что она приносит мне море удовольствия и гарантирует регулярные занятия рисованием, так что ищу няню на два часа в день, надеюсь что найду, время ещё есть.
По непосредственной цели проекта: у Федора стало лучше получаться объясняться жестами, освоил "пока-пока" и пользуется им теперь, чтобы прервать любое надоевшее занятие. Ещё стал показывать где болит, если ударился, и просить чтоб я пожалела, в общем медленно но верно приближается к коммуникационным навыкам обычного трехлетнего ребенка. Книжки слушает очень хорошо, читаем "Карлсона", я думаю, что в этой книжке он должен всё понимать, так как в общем в ней кроме имен и географических названий слова в основном знакомые.
цели:
- вторая опека
- массаж20.06 - 23.07
читать дальшеотчет:
Сразу поясню, почему месяц не писала - изначальная цель участия была в том, чтоб замотивировать себя в том числе и писать регулярные отчеты по успехам Федора, а непосредственно в этом месяце была занята в основном сбором тыщи мильёнов документов, и занималась мало. Меж тем дела движутся вперед, подработку закончила, теперь можно расслабиться до десятого сентября. Нашла няню, надеюсь что она не передумает до сентября. Почти закончила сбор медсправок и прочих бумажек, осталось характеристики с двух работ и справки из бухгалтерии, это в процессе. Федор тем временем здоровеет (на днях первый раз на турнике повисел, секунд на двадцать хватило, я считаю это круто) и приобретает новые навыки, последняя фишка - открыл, что предметы можно заворачивать, теперь всё что попадается под руку проверяется на заворачиваемость)))))В общем мы по прежнему в пространстве "от двух до пяти", но теперь оно далеко не такое пустынное как год назад.
цели:
- закончить сбор медсправок
- отдохнуть хотя бы дня четыре на даче24.07 - 04.08
читать дальшеотчет:
осталась одна последняя справка - от терапевта, остальные собраны, плюс справка о несудимости, которая делается месяц и вот на днях должна быть готова; на дачу съездила и весьма продуктивно; Федор учит слова по карточкам и дико бесится, что не берут гулять за ворота, продолжаю познавать его способ мышления, это конечно полная укатайка, типичное для аутизма мышление по аналогии, помноженное на интернатские реалии, предоставляющие крайне своеобразный опыт, сегодня например увела его есть в волонтерскую (где можно поесть не-интернатскую еду из не-интернатской посуды, то есть не из железной миски алюминиевой ложкой), так он, когда почти все доел, встал и пошел к шкафу с посудой, откуда по очереди достал ещё пять ложек и положил их на стол рядом с тарелкой, думал видимо, что возрастание количества ложек приведет и к возрастанию количества оставшейся еды, впрочем можно расценить это и как просьбу эту самую еду в тарелку добавить, в общем оно всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно
цели:
- добрать оставшиеся справки и характеристики, отнести всё в опеку
- искать няню на субботы, пока с этим глухо
- дойти уже до офиса и подписать новый трудовой договор
- оформить прописку по фактическому адресу04. 08 - 01. 09
читать дальшеотчет: Федор уже шесть дней как живет в человеческой квартире и очень доволен.
Эъх\
Вот только что своей рукой по клаве бамкнул.
цели:
- написать на днях НОРМАЛЬНЫЙ отчет по текущей ситуации
- сделать сто миллионов карточек и начать регулярно заниматься, потому что эту неделю мы только книжки читали01.09 - 18.09
читать дальшеотчет:
Вынуждена констатировать, что пока мальчик прогрессирует во всех областях кроме членораздельной речи. Интонации стали разнообразнее и только. Ещё начал подпевать песенкам. На улице очень обращает внимание на детей своего примерно возраста, особенно если они разговаривают. Боюсь как бы не начал огорчаться по этому поводу в скором времени.
Карточки так и не сделала, времени не хватает, читали книжки, в основном стихи.
цели:
- КАРТОЧКИ18.09 - 24.09
читать дальшеОтчет: ну не получается у меня карточки сделать, нет времени, я и есть-то еле успеваю и в основном стоя. Зато мальчик начал петь, мальчик сегодня "Калинку" исполнил первую строку тютелька в тютельку, без слов понятное дело, но мелодию-то чисто вывел. Не очень поняла, откуда он её вообще взял, то ли слышал когда-то, то ли генетическая память русского народа. Ещё начал рисовать, причем есть тенденция к повторению того, что показываю я, и сегодня первый раз сам зубы почистил. Купила ему 2 диска - Чуковского и Драгунского, приходит неизменно в восторг от "Бармалея", на остальное значительно менее выраженная реакция. цели:
- и всё же - карточки!!!!
24.09 - 25.10
читать дальшеотчет:
Уже две недели занимаемся по карточкам, пока их около ста штук, планирую сделать гораздо больше. Звуки и интонации стали ощутимо богаче, начали появляться намеки на согласные. Кроме того Федор начал намного чаще обращаться ко мне посредством звуков, а не издавать их просто для собственного развлечения. Купили ещё две аудиокниги - "Сказку о царе Салтане" и басни Крылова. Перед сном читаем "Мэри Поппинс", уже перевалили за середину. На следующей неделе идем на консультацию к логопеду и на первое занятие к дефектологу, которая утверждает, что её цель это научить Федора читать и считать, что конечно импонирует мне намного больше, чем подход илитных педагогов, которые занимались с ним по программе, предполагавшей полное отсутствие у реципиента памяти.
цели:
- сделать больше карточек, систематизировать их
- начать обход врачей для школы
26.10 - 12. 11
читать дальшеОтчет: мальчик сказал "привет", вот так-то! Ещё мальчик сказал "бай-бай", но это было не в тему, в отличие от привета. Прочие успехи: начали обходить врачей и смотреть мультики, почти дочитали "Мэри Поппинс". С логопедом затык, логопед заклеймила Федора имбецилом и отказалась иметь с ним дело, пришлось идти и жаловаться на неё в вышестоящие инстанции, и так будет с каждым, кто посмеет увиливать от своих профессиональных обязанностей, да-да. С дефектологом занимаемся раз в неделю и раз в неделю рисованием, но рисование пока что для галочки больше, особого прибытка я от него не вижу, так, чисто поездить-потусить.
По карточкам занимаемся, как их систематизировать уже поняла, но в жизнь свое понимание не воплотила. Вообще мало у меня карточек, в идеале их должно быть тыщ десять а не еле-еле две сотни, как сейчас.Цели:
- больше карточек
- врачи
- отчет через неделю
12.11 - 19. 11
Отчет: Фёдор начал выдавать различные комбинации из гласных и согласных "б" и "м", значительно реже попадались также "в" и "п" и легкие намеки на "д" и "н". "Мэри Поппинс" ещё не дочитали, но уже подбираемся к концу, на очереди "Карлсон". Сделала ещё некоторое кол-во карточек, разложила их по темам.
Врачи: посетили ортопеда и хирурга, плоскостопие и пупочная грыжа соответственно, думаю и остальные эскулапы найдут что-то своё, родное.
Цели:
- больше карточек
- врачи
- отчет через неделю
19.11 - 16.12
Отчет:
Вот чем плохо не писать отчет вовремя - на фоне постоянных изменений и избытка впечатлений радость от маленьких достижений крайне недолговечна, через пару дней кажется что и писать не о чем, и отчет все отодвигается, и предыдущие достижения забываются, короче плохо это, надо как-то развивать в себе пунктуальность. Тем временем: мы обошли почти всех врачей, Федор ходит на массаж и учится сортировать всякую байду по системе Монтессори, сегодня например это были монетки, желуди и каштаны. "Карлсон" как-то не пошел, читаем "Хоббита" и детскую библию для приобщения к ценностям западной цивилизации. Были в океанариуме, хочу начать водить Федора в Эрмитаж, но по зиме благим намерениям особенно достается от лени. Зато Федор не ленится ломиться в торговый цент каждый раз, как мы проходим мимо, он страшно возлюбил тамошний стеклянный лифт. Успехи по речи : Фёдор начал активно пользоваться словом "нет" для выражения протеста против занятий и чистки зубов. Пару раз повторял за мной слова, иногда комбинировал сам что-то более-менее угадывающееся. Главным достижением отчетного периода считаю то, что после двух месяцев хождения со мной в художку два раза в неделю Федор таки нарисовал две картинки в этот понедельник совершенно самостоятельно, и что интересно, они были примерно одинаковыми, хоть и в разных гаммах, и при этом состоящими из легко читаемых элементов - в левой части обоих листов прямоугольник с зигзагообразными линиями слева от него, а в правой отдельные небольшие пятна.
Цели:
- больше заниматься по Доману, карточек теперь много, а занимаемся мало
- сортировать всякую мелкую байду, это крутое упражнение на концентрацию внимания
- дойти до Эрмитажа, что конечно утопично
Терпения вам, по направлению к свану.
но получится хорошо если через месяц, и вполне может быть что для начала просто откажется садиться на лошадь, как отказывается например сейчас кататься на санках
Удачи вам!
P.S. а если не секрет, что читаете вслух?
Эленд, да я их сама боюсь, лошадей этих)
а чтение по карточкам - по листам а4 с ч\б картинками и подписями
как в фильме миракл ран с юным заком эфроном)
Очень выразительно изображал лицом глубочайшее презрение, было даже круче чем когда я полгода назад предложила собрать пирамидку.
А чем пирамидка не понравилась?
про пирамидку - я думаю это оттого, что её все первым делом предлагают, самый ходовой предмет наверное у психологов и дефектологов, а вот в любимчиках Федор только у меня оказался, и тут ему показалось вероятно несколько ироничным, что человек с особенным отношением внезапно делает такой шаблонный ход
простите за глупый вопрос, но.. почему? не могу сообразить.
ох.
у вас один из самых мотивирующих постов. успехов вам и Фёдору, я в вас верю.